Работа бутфитера чаще всего связывается с горными лыжами, пластиковыми ботинками… Давайте, для разнообразия, разберём пример из другой темы – велоспорта. Пойдём от простого: казалось бы, какая проблема – взяли, погрели, да расширили бы туфли?! И на… зачем эта ерунда со стельками?
На самом деле, в данном конкретном примере туфли выбраны максимально возможно полной модели – Sidi Ergo 5 Mega. Сильно вытягивать их микрофибру – крайне рискованное занятие. Взяты они с некоторым припуском по длине. Главное же – стопы имеют весьма суровое плоскостопие + завал внутрь (гиперпронация).
Легко сравнить – индивидуальная стелька изрядно «собрала» стопу по габаритам, уменьшив ещё и завал внутрь.
Тот же «героический» спортсмен. Вид спереди. За спиной 40 км любительской гонки «в одного», безуспешные попытки собрать группу – усталость чувствуется. Правая нога подходит к пиковой фазе давления на педаль. По классике, колено должно быть максимально близко к раме, работать в вертикальной плоскости (ниже разберём механику), но оно несколько вываливается наружу. Очевидно, этому способствуют и усталость, и брюхо… Впрочем, не всё так плохо:
Видим достаточно выраженную поддержку внутреннего продольного свода. Конструкция достаточно жёсткая + устанавливается в велотуфли на карбоновой подошве – дополнительного внешнего стабилизатора не требуется. Пелот (метатарзальный валик) есть, но весьма скромный по размерам – это не лечебно-ортопедическое изделие – в них регулярно, тяжело и по долгу крутят. Лишние коррекционные элементы дали бы болевые ощущения.
Помимо специальных тренировок, работы с остеопатом-кинезиологом, весьма серьёзно помогают те самые индивидуальные стельки.
Конструкция с мощным каркасом. Строго говоря, использовалась не велосипедная заготовка, а модель из лечебной линейки Podiatech – OPCT Stability – видны мощные карбоновые элементы, контролирующие скручивание. Синий клин под первым плюснефаланговым суставом помогает контролировать развал коленей. Как видим, не исключает на 100% – нельзя идти совсем уж поперёк физиологии. Кстати, этой паре стелек лет 5. И эксплуатируются они не только летом, но и зимой на станке.
Вернёмся к нашим баран велосипедистам. Светло-зелёная линия на фото – мышца, обеспечивающая от велосипедистам. Светло-зелёная линия на фото – мышца, обеспечивающая от до 4/5 всех усилий при педалировании (и не только) – прямая мышца бедра. Ярко-голубая линия – вектор приложения усилия от бедра к педали, проходящий через голень. Смотрим ниже на схему расположения мыщц
Как видим, героиня нашего рассказа начинается от тазобедренного сустава и заканчивается у коленного – такая красивая диагональ – колени расположены уже бёдер. Равновесие в системе, вертикальность голеней обеспечивают приводящие мышцы – см. ту же схему – они-то первые начинают отставать у людей, ведущих малоподвижный образ жизни. Смещение приложения усилия на колени, помимо потери КПД – суровый травмирующий фактор для суставов и связок.
А это наша опора – таз на седле. Как видим, основное давление приходится на седалищные бугры – Seat Bones – расстоянием между ними определяется ширина седла. А ограничивают её тазобедренные суставы и мягкие ткани. Сделай седло шире – колени растопырятся в стороны, а кровообращение в бёдрах-ягодицах сильно затруднится. И см. выше про перегрузку коленей. Разумеется, речь не про круизеры и прогулки, а про более-менее спортивное катание и соответствующие велосипеды. В нашем случае расстояние между Seat Bones – 125 мм, а ширина седла – 143. Т.н. Q-фактор (расстояние между шатунами педалей) составляет 145,5 мм. В идеале – оптимальная система, чтобы колени-голени работали параллельно, строго по вертикали. Про пузо, как первую помеху, писал. Состояние приводящих мышц – ОК. Но есть и низ, опора
Наша с вами стопа – сложная пространственная конструкция. Упругая… в некоторых пределах. Очевидно, что, скажем, пяточная кость практически не сгибается. Иное дело – своды стопы. Деформировался поперечный – просел продольный – у него больше всего возможная амплитуда опускания. Тут же вся стопа начинает разворачиваться наружу относительно вертикальной оси – растёт нагрузка на внешнюю поверхность и давление на поперечный свод – обратная связь! В нашей кинематической схеме важно, что с опущением продольного свода:
Что противопоставим? Стельки. Если нужно – дополнительный стабилизатор под внутренним продольным сводом. А ещё – клин под плюснефаланговым суставом – см. первые картинки. Конечно, можем и туфли пошире, и подошвы помягче, и вообще не заморачиваться…
От печки: во всех «крутильных» дисциплинах велоспорта туфли крепятся к педалям. Это даёт возможность:
На фото – Look KÉO Cleats – профессиональная (без мягких накладок) модель шипов серого цвета. Со средним (4.5°) уровнем фиксации. Установка также вполне центрально-взвешенная – нет необходимости компенсации всяческих косолапых моментов. Здесь, безусловно, огромная заслуга и тренера, и остеопата, и мастера настройки велосипедной посадки. Но и коррекцию стельками не заметить нельзя. Часто байкфитеры используют всяческие проставки под шипы. В т.ч., клиновидные – для регулировки того самого развала коленей. По моему глубокому убеждению, клинья непосредственно под плюснефаланговые суставы куда эффективнее безопаснее. Проставки – только для компенсации критичной разницы в длине конечностей.
Мои соц-сети:
© 2024 mikovbootfitting.com - мастер бутфитинга